Материалы

Электронная налоговая накладная

Автор: Элла Стельмащук.

В Украине надо жить долго — до всего доживешь!

1 июля 2012 г. в силу вступил очередной Закон Украины от 24.05.2012 № 4834-17 «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо удосконалення деяких податкових норм».
Видя название Закона можно подумать, что еще чуть-чуть и НКУ будет близок к совершенству. Так что же усовершенствовал наш законодатель?

1 июля 2012 г. в силу вступил очередной Закон Украины от 24.05.2012 № 4834-17 «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо удосконалення деяких податкових норм».
Видя название Закона можно подумать, что еще чуть-чуть и НКУ будет близок к совершенству. Так что же усовершенствовал наш законодатель?

Абзацем 1 п. 200.1 ст.201 НКУ покупателю предоставлено право выбора способа получения от поставщика налоговой накладной:

а) в бумажном виде;
б) в электронной форме с соблюдением некоторых правил.

В отдельной статье рассмотрим некоторые особенности электронного документа и электронного документооборота.

Теперь вернемся к законодательным нововведениям и к налоговой накладной.

Из Закона № 4834-17 абзац 1 п. 200.1 ст.201:
«Налогоплательщик обязан предоставить покупателю (получателю) по его требованию подписанную уполномоченным налогоплательщиком и скрепленную печатью (при наличии) налоговую накладную, составленную по выбору покупателя (получателя) одним из следующих способов:

  1. в бумажном виде;
  2. в электронной форме с соблюдением условия о регистрации в порядке, определенном законодательством, электронной подписи уполномоченного плательщиком лица и условия регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных. В таком случае составление налоговой накладной в бумажном виде не является обязательным».

Таким образом, в случае предоставления НН в электронной форме, кроме основных требований, выдвигаемых законодательством при составлении НН в соответствии с Порядком заполнения НН от 01.11.2011 г. № 1379, должны быть соблюдены одновременно еще два дополнительных требования:

  1. регистрация в порядке, определенном законодательством, электронной подписи уполномоченного плательщиком лица, подписывающего такую НН;
  2. регистрация налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных (далее – Единый реестр).

То есть независимо от общей суммы в НН и наличия в ее номенклатуре подакцизных или импортированных товаров НН в электронной форме подлежит обязательной регистрации в Едином реестре.

Такому же обязательному регистрированию в Едином реестре будет подлежать и расчет корректировки (если он будет составлен) независимо от общей суммы расчета.

Как фактически осуществить получение НН в электронной форме?

Статьей 14 Закона № 851 установлено, что электронный документооборот осуществляется в соответствии с законодательством Украины или на основании договоров, определяющих взаимоотношения субъектов электронного документооборота. Использование электронного документа в гражданских отношениях осуществляется согласно общим требованиям совершения сделок, установленных гражданским законодательством.

Это означает, что для получения НН в электронной форме продавцу и покупателю необходимо заключить договор.

Право получать НН в электронной форме закреплено Законом исключительно за покупателем.

Как правильно обмениваться электронными налоговыми накладными.

Хорошая, полная консультация приведена на сайте МеДок

Что в результате получает покупатель?

В результате покупатель имеет в своем реестре полученных НН накладную на приобретенный товар и квитанцию о получении НН. НН можно просмотреть.

Некоторое ПО, МеДок например, имеет возможность для обмена первичными документами. В этом случае в программе есть возможность открыть первичный документ. Выглядеть он будет, как бумажный с подписью и печатью продавца.

Для подтверждения права на налоговый кредит совсем не лишним будет получить выписку из единого реестра налоговых накладных.