Материалы

Отмена расшифровки доходов и затрат в разрезе плательщиков Единого налога

Автор: Элла Стельмащук.

Да — да, нет — нет; что сверх того, то от лукавого
Евангелии от Матфея (гл. 5, ст. 37)

Чем страдает наш законодатель?

Следует отметить, что налоговое законодательство Украины очень и очень проблематично, выражается это в следующем:

 

Чем страдает наш законодатель?

Следует отметить, что налоговое законодательство Украины очень и очень проблематично, выражается это в следующем:

  1. Налоговое законодательство Украины крайне сложно. Количество налогов и сборов исключительно велико. Это при достаточно низких темпах роста экономики.
  2. Налоговое законодательство Украины противоречиво и крайне нестабильно. В этом легко убедиться, посмотрев количество внесенных изменений в Налоговый кодекс в этом году. Отсутствует четкий приоритет нормативных актов.
  3. Практика администрирования налогов, включая методы проведения проверок, не соответствуют европейским стандартам. Фактически используется принцип презумпции виновности налогоплательщика. Хотя декларируется обратное.
  4. Налоговая нагрузка слишком велика для одних и практически отсутствует для других.
  5. Запутанность и противоречивость налоговой системы обеспечивает стабильность коррупционных схем и теневой экономики. НДС практически всеми экономистами признается как самый коррупционный налог, от налога на прибыль очень легко уклоняться путем искусственной минимизации прибыли, а единый налог на малый бизнес используется зачастую далеко не малым бизнесом.
  6. Налоговая система Украины негативно влияет на инвестиционную привлекательность как страны в целом, так и отдельных ее регионов.
  7. Законодательство непоследовательно в своих действиях.

Эти недостатки, полностью подтверждаются исследованием Всемирного банка («Налоговые платежи — 2011»). Где он дает оценку деятельности налоговой системы Украины. Его результаты неутешительны и заставляют задуматься. Итак, по мнению Всемирного банка Украина заняла:

  • 181-е место среди 183 стран мира по простоте уплаты налогов. Выше нашей страны по данному показателю оказались только Венесуэла, Чад и Конго;
  • последнее место по количеству налогов и сборов в бюджет (135). Для сравнения: в странах-лидерах по данному показателю в бюджет уплачивают: в Швеции — два платежа, в Гонконге — три, в Норвегии — четыре, в Китае — пять;
  • 174-е место по времени, которое предприниматели в среднем тратят на налоговую отчетность и уплату налогов (657 часов в год). Украина обогнала Чад (732 часа), Беларусь (798) и Венесуэлу (864).

Хотели-как лучше, получилось – как всегда.

Вот и Закон Украины от 5 июля 2012 года N 5083-VI "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине" (далее по тексту - Закон N 5083-VI) не стал приятным исключение из общего числа проблем, а лишь подтвердил уже известное.

Пунктом 40 раздела I Закона N 5083-VI, был исключен абзац второй п. 152.3 ст. 152 Налогового кодекса относительно обязанности плательщиков налога вместе с соответствующей налоговой декларацией подавать органу государственной налоговой службы перечень доходов и расходов плательщика налога в разрезе контрагентов - плательщиков единого налога, в который включаются операции, осуществленные таким контрагентом (Приложение ОК). Указанные изменения вступили в силу с 12 августа 2012 года.

КМУ было поручено внести изменения в нормативно-правовые акты. В тот самый Приказ МФ Украины от 21.12.2011 г. N 1684, зарегистрированный в МЮ Украины 25.01.2012 г. за N 111/20424, которым утверждено приложение ОК

И нашим, и вашим...

Закон – есть. А вот выполнять его наши чиновники не спешат. Видимо время еще не пришло... изменений в Приказ N 1684 так и не последовало.

Все гениальное - просто.

А по шапке получать чиновнику ой, как не хочется. Поэтому план действий в чиновничьей голове вызревает молниеносно. Для начала создать видимость работы. Проект сочинить про изменения , но не утверждать его, ни-ни. А затем предоставить право объясняться с просителями кому-нибудь другому. Вон, налоговая, ничего не делает. Пущай она отдувается, она таки к народу ближе.

Семь бед – один ответ. Из ГНИ.

В результате ГНСУ произвела на свет письмо от 17.10.2012 г. N 6274/0/71-12/15-1417 скромно названое «О представлении налоговой декларации» в котором милостиво сообщает, что обязаность подавать Приложения ОК отменена, плательщики налога могут не подавать (не заполнять) Приложение ОК декларации по налогу на прибыль начиная с отчетного периода - 9 месяцев 2012 г.